Обучение двигательным действиям

Filed Under: Теория    by: admin

Вместе с тем большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. Двигательные условные рефлексы у большинства детей закрепляются сразу. Этим объясняется тот факт, что дети этого возраста легко овладевают технически сложными формами движений. Следовательно, детям младшего возраста нужно давать как можно больше упражнений для воспитания координационных способностей. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство: различия темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Для хоккеистов младшего школьного возраста характерны особая готовность осваивать новые движения, физические упражнения, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат.

Для успешного овладения новыми движениями нужно создать оптимальный фон. Следует учитывать, что продолжительность активного внимания у 7-летних составляет около 15 мин и к 10 годам увеличивается до 20 мин. Поэтому обучение технике новых движений не должно превышать это время. Тренеру следует применять различные методы активации внимания и психологической настройки на предстоящую работу: они повышают возбудимость центральной нервной системы и ее способность к образованию новых условнорефлекторных связей.

В то же время надо учитывать, что у детей младшего возраста резко выражены запредельное торможение при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей (сбивающих факторов), вызывающих внешнее торможение. Это следует учитывать, особенно при упражнениях на выносливость, и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.

В подростковом возрасте быстро развивается вторая сигнальная система, которая приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных условных рефлексов и навыков. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительной становится тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга, повышается ее контроль над эмоциональными реакциями. Подросток уже может сознательно тормозить то или иное полупроизвольное движение. Все это создает благоприятные возможности для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период бурно развиваются. В психологии происходит значительный перелом, формируется мировоззрение, наступает психическая зрелость. Подростки менее восприимчивы к воздействию сбивающих факторов внешней среды. И в то же время повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные ответные реакции свидетельствуют о недостаточной силе тормозного процесса в данном возрасте. У подростков нередко отмечается повышенная утомляемость от физических и умственных нагрузок, излишняя раздражительность, склонность к действиям без учета физических сил и возможностей. В функциональном отношении организм крайне неустойчив, подвержен срывам, что может временно затормозить рост спортивного мастерства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Теги: , , , , , , , , , ,